Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   32005    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   14227    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   39249    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   23999    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   41635    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   28000    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   20907    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   18075    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   24072    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   12412    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Кто и почему зовет к топору?

0



События последних месяцев — противостояние русских и чеченцев в Пугачеве, конфликты с приезжими из кавказских регионов на столичных рынках, угрозы лидерам мусульманской общины на Ставрополье, требования выселить «всех таджиков» в Североуральске, «русские зачистки» в Санкт-Петербурге и Москве, убийство продавца из Калмыкии, депортационный лагерь в столичном Гольянове и призывы множить подобные лагеря по всей России — кажется, что страна стоит на пороге погромов. Что происходит на самом деле? Почему — сейчас? Ну и конечно, кто виноват и что делать — в редакции The New Times собрались представители разных взглядов на проблему.

Кто и почему зовет к топору?


Участники:

Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «СОВА»

Мурад Мусаев, адвокат, доктор юридических наук

Эмиль Паин, профессор ВШЭ, руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращения экстремизма Института социологии РАН, в 1996–1999 годах — советник президента РФ Б.Н. Ельцина по вопросам национальной политики

Владимир Тор, председатель исполнительного комитета Национально-демократической партии, член Координационного совета оппозиции

Максим Шевченко, автор и ведущий Первого канала

Вопросы: Евгения Альбац

Диагноз

The New Times: Существует несколько гипотез, почему «вспухла» национальная тема. Первая, политтехнологическая: Кремль переводит стрелки на чужаков, делая их ответственными за нелегкую жизнь людей. Вторая, популистская: выборы мэра в Москве, в ходе которых кандидаты, включая в первую очередь кандидата власти, стараются капитализироваться на фобиях. Третья: все очень серьезно, инерция идеологической машины СССР с ее политикой насильственного интернационализма иссякла со всеми вытекающими последствиями. Ваша версия?

Александр Верховский, центр «СОВА»: Медиаэффект. Cобытия а-ля (противостояние в городе) Пугачев бывали раньше, и не так уж редко. В последние два года они происходят чаще, может быть, в два раза чаще, чем пару лет назад, но об этом так много не писали и не показывали по телевизору. И рейды националистов с целью отлова нелегальных мигрантов были — это вообще рутина. В каких-то случаях они сотрудничают с полицией, как сейчас в ходе (операции) «Заслон», в каких-то их ограничивают, когда они зарываются. Например, тот же Мангушев, лидер (националистической организации ) «Светлая Русь», он сейчас под уголовным делом. То есть где-то он перестарался. Понятно, что московские выборы катализируют этот процесс, и все вокруг этим пользуются. Ну а кроме того, рост протестного движения активизирует и националистический сектор. И это нормально. Короче, ничего нового, необычного.

Эмиль Паин, Центр по изучению ксенофобии и предотвращения экстремизма Института социологии РАН: Не согласен с Александром, что ситуация заурядная, такая, какая была. Поверим Генеральной прокуратуре, которая показывает, что с 2008 по 2012 год уровень экстремизма вырос в пять раз, и почти 70% этих случаев приходится на разжигание межэтнической, межнациональной розни. Теперь — причины. Протест, изгнанный с Болотной, никуда не делся, он переходит в другое русло. Для нас характерен маятник между этнической мобилизацией и политической мобилизацией. До 2012 года большая часть мобилизации проходила в этнической форме. То же самое, например, и в Дагестане, где началось все с борьбы против произвола, исчезновения людей, а закончилось разговорами о правильном и неправильном исламе. Когда случились Болотная и Сахарова, то показалось, что политические цели способны объединить разные группы людей. Это было чудо. Но чудо не долгое: как только политический процесс угас, все вернулось на круги своя, но еще с большей мощью. С одной стороны — ксенофобия, с другой — сплочение этнических групп, например, выходцев из Средней Азии, как реакция на беззаконие.

Владимир Тор, Национально-демократическая партия: Безусловно, (межэтнических) конфликтов становится больше. Есть два основных раздражителя. Во-первых, это внешняя миграция, прежде всего из стран Средней Азии. Второе, это внутренняя миграция — с Северного Кавказа. Северный Кавказ, такой идеальный мальчик для битья, которого никто не любит сейчас в России. Можно сказать, что найдена национальная идея, которая объединяет россиян: «Мы — не Кавказ». Рецепты, которые смогли бы снизить накал, достаточно простые. Прежде всего это визовый режим со странами Средней Азии. Необходимо резко уменьшить количество мигрантов из Средней Азии на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников. Это вполне возможно и не представляет никакой сложности. И необходимо решать проблему Северного Кавказа. Это мощный раздражитель. Необходимо изменение распределения бюджетного пирога. Необходима и решительная борьба с этническими преступными группировками, которые в массовом сознании сегодня ассоциируются с Северным Кавказом. Почему сейчас «вспухло»? Где тонко, там и рвется. Тут и выборы, и слабость власти, и потребность перевести стрелки.

Максим Шевченко, телеведущий: Конечно, проблемы назрели. В стране, в которой действует такое количество самых разных факторов с самыми разными формами идентичности — этнической идентичности, религиозной идентичности, региональной идентичности, групповой идентичности — конфликтные ситуации абсолютно неизбежны. Эти ситуации возникают по той причине, что власть становится слабой и она пытается разыгрывать эти конфликты для решения своих внутриэлитных разборок. Я проанализировал ситуацию по Пугачеву: заголовки в государственных, федеральных СМИ свидетельствуют о том, что отнюдь не оппозиционные издания вели эту волну — СМИ, которые как минимум получают госфинансирование. Стало быть, это проявление конфликта внутри властной элиты. Национальный вопрос — он ослабляет классическую бюрократию, которая ориентируется на Путина, и усиливает позиции структур, которые, скажем так, меньше привязаны к территории, более мобильны, например, силовых структур федерального назначения.

Кто и зачем

То есть все-таки власть разыгрывает националистическую карту?

Шевченко: К сожалению. К сожалению, в России создано криминальное государство, в котором значительная часть бюджета является теневым бюджетом наличности. Могу привести пример. Дагестанское село Ходжалмахи с населением 10 тыс. человек собрало в ходе финансовой пирамиды 24 млрд рублей наличными. Наличными! Я не оговорился. Откуда там могли быть такие деньги? Вариантов два: либо были закопаны в окрестностях, либо оно служило перевалочным пунктом для отправки денег в Москву. И это происходит по всей стране. По всей стране эксплуатируется труд незаконных мигрантов. По всей стране не платятся налоги. По всей стране существуют две кассы, одна из которых теневая — наличность. Эта система была создана в 90-е, на рубеже 2000-х криминальные элементы были включены во власть, и сейчас между ними снова начинаются терки. Национальный вопрос — это самый удобный способ отжать территорию или бизнес другого человека.

Мурад Мусаев, адвокат: Я из того лагеря, который считает, что для межэтнических конфликтов в сегодняшней России нет и не может быть объективных причин. То, с чем мы сейчас имеем дело, это эффект фокусировки. Люди просто обращают внимание на этническую составляющую определенных событий в жизни — той же потасовки на рынке. Я специально отсмотрел новостные сводки. В ту неделю, когда случился конфликт на Матвеевском рынке, например, было шесть событий применения насилия со стороны сотрудников полиции: ни один из этих эпизодов не получил такого освещения, как история с Магой с Матвеевского рынка. Причем что в РИА Новости, что на Первом канале у Ирады Зейналовой — провоцирующие заголовки. Следовательно, сама нынешняя действующая власть делает это, преследуя свои цели.

Какие?

Мусаев: Отвлекает внимание населения от таких проблем, как повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, или на топливо, или на водку, все что угодно.

Шевченко: Вы берете преступника, показываете ему какого-нибудь избитого чеченца, говорите: вот он, виновник, вот он получил десять лет, а по ЖКХ — кого показывать? Управляющую компанию, бюрократию местную в наручниках?

Мусаев: Да и кроме того, когда выбор стоит между ненавистью к определенной части населения вверенного им государства и ненавистью к ним самим как к администраторам, я полагаю, что из этих двух зол они выбирают меньшее для самих себя. И не то чтобы, на мой взгляд, у них имеется какой-то долгосрочный план на этот счет, просто это сиюминутная мера, но довольно эффективная.

Интересы

Итак, с одной стороны — раскол во властной элите, которая использует национальный вопрос в своих целях — передела собственности, отвода народного гнева и т. д. С другой — бизнес-интересы в дешевой рабочей силе и коррупция органов власти — от ФМС до полиции: это колоссальный коррупционный рынок, о чем много писали. А политического интереса здесь нет?

Верховский: Да, разумеется, это держится именно на коррумпированном государственном аппарате. Но коррумпированный государственный аппарат заинтересован в том, чтобы эта дешевая рабочая сила мирно въезжала, что-то тут копала или, наоборот, подметала, и все. Они не заинтересованы, естественно, ни в каких конфликтах. Можно ли считать, что есть политическая заинтересованность в том, чтобы где-то спровоцировать конфликт? Мелкие политические игры, конечно, возможны, но это совершенно третьестепенный момент. Первично — нарастающий социальный дискомфорт у разных групп, который людьми интерпретируется как межэтнический конфликт. Там, где молодой человек раньше бы видел перед собой просто гопника, теперь он видит какого-то иноплеменного гопника. Там, где раньше просто дворник плохо мел, теперь узбекский дворник плохо метет и так далее. В 90-е годы каждый гражданин знал, что банда Ельцина виновата во всем, вплоть до плохой погоды. А теперь все точно так же, на таком же уровне разумности и вменяемости знают, что во всем виноваты понаехавшие. Это результат скукоживания политического процесса. Но мне кажется, что масштаб группового объединения по этническим признакам сильно преувеличен.

Паин: И снова, Александр, я с вами не согласен. Спрашивается: а почему именно сейчас 55% населения Москвы сказало, что оно считает самой важной проблемой приток мигрантов? Смотрите: 13 марта 2013 года прокурор Москвы Сергей Куденеев в редакции официозной «Российской газеты» рапортовал о достижениях правоохранительных органов, и там он заявил, что за последние пять лет число преступлений, совершенных мигрантами в столице, снизилась почти вдвое. Цитирую: «Если в 2008 году приезжими было совершено 16 тыс. правонарушений, то в 2012-м — чуть более 8 тыс. Доля мигрантской преступности в общегородской стабильно составляет 20%», — отметил Куденеев. Запомнили: 20%. Но уже 2 августа, то есть всего через четыре месяца, тот же прокурор Куденеев сообщил прямо противоположную информацию: «Нежителями Москвы совершено каждое второе преступление, из них иностранными — более 40% преступлений».

Что произошло за эти месяцы, чтобы вдруг статистика перевернулась до полной противоположности? А то, что начальник Куденеева пошел на выборы. Я специально проследил по датам: 4 июня Собянин сообщил о готовности избираться, а 13 июня заявил «Известиям»: если убрать преступления, совершаемые приезжими, то Москва будет самым законопослушным городом. 14 июня и.о. мэра повторяет свой тезис, 18 июня — снова о том же, к 20 июня повтор темы мигрантов стал столь навязчивым, что Дмитрий Демушкин, представитель националистического объединения «Русские», воскликнул: «Мигранты и Собянин! Последний месяц я только это и слышу. Более того, он умудрился своровать у нас несколько пунктов из программы». Это цитата из Демушкина.

Следующий вопрос: а зачем власти эксплуатировать национальную тему? А затем, что сегодня и самый большой начальник, и его московская реинкарнация пришли к идее: хватит нам ориентироваться на всех, надо собирать вокруг себя только наш ядерный электорат, наше большинство, тех, кто недоволен этими понаехавшими, и мы будем раскручивать эту тему. Как только они начали раскручивать эту тему, дальше пошли информационные эффекты и взрыв негативного отношения к мигрантам. И Москва тут же выбилась в лидеры этих настроений.

Тор: Я убежден в том, что невозможно разжечь там, где ничего не горит. Невозможно поджечь то, что не поджигается. Конечно, можно манипулировать массовым сознанием, но в определенных пределах. Попробуйте выйти на улицу Москвы и разжечь межнациональный конфликт между русскими и португальцами…

Паин: Даже между украинцами…

Тор: Вот между украинцами можно, а с португальцами не получится никоим образом. У нас нет пересекающихся интересов. А с Северным Кавказом — есть.

Советское межнациональное благополучие зиждилось на террористической машине, которая принуждала к любви, миру, согласию, спокойствию. Убираем террористическую машину и получаем то, что, собственно говоря, имели в 90-е годы.

Вы предлагаете террористическую машину заново запустить?

Тор: Никоим образом. Я считаю, что в интересах русских никоим образом не кричать на всех углах, что ах, так давайте восторжествует межнациональный мир и согласие. Мы не собираемся обеспечивать мир на любых условиях. Нам нужен наш, русский мир. Кто согласен с этим, пожалуйста, милости просим. А кто не согласен, кто не хочет ассимилироваться, собирается навязывать нам свой образ жизни, который нам категорически не нужен… Как зовут этого человека с Матвеевского рынка?

Мага. И он, между прочим, гражданин РФ, ремонтировал за свой счет, как я понимаю, кабинеты в Очаковском управлении МВД.

Тор: Он был в своем праве. Нам такое право не надо. Нам не нужен мир с Магой.

Мусаев: Скажите, что в этом знаменитом теперь видео, что в поведении этого Маги говорит о его национальности или принадлежности к какой-то религии? Я говорю именно о поведении. По мне, так он поступает ровно таким же образом, каким поступают представители одной с ним социальной группы любой этнической принадлежности. Терминология: «Слышь, ты, фраер, иди сюда, я твою маму и так и эдак». Это этнично? Это по-дагестански? При женщинах, при своей супруге и ее сестре говорить «я твою маму и так и эдак». Насколько религиозно он поступает с точки зрения ислама? Насколько по-дагестански и по-кавказски он поступает? Нинасколько. Он поступает, как Вася с рынка.

Тор: Я вынужден напомнить о теореме (известного американского социолога XIX–XX веков Уильяма Айзека) Томаса: «Если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям». То есть важно, кем этого Магу воспринимает массовое сознание. С точки зрения общественных последствий это однозначно.

Мусаев: Он ассимилировался, вот о чем я говорю.

Мины

В целом ряде стран Европы политика распахнутых дверей с целью завоза рабочей силы или из гуманистических соображений — спасение беженцев, например, из Сомали или других стран мусульманской Африки — создала кучу проблем. Люди иной культуры отказываются принимать данности европейской традиции — например, традиции открытого общества и свободы слова, отсюда ярость по поводу карикатур на Мохамеда и угрозы смертью журналистам. В ответ — рост местного национализма и образование крайне правых партий в таких традиционно толерантных странах, как Голландия, Дания, Швеция. Насколько серьезна эта проблема для Москвы? Существенный рост населения, исповедующего ислам, наглядно виден во время праздников. На последнем Ураза-байраме (праздник окончания месяца поста — Рамадана) район вокруг Соборной мечети возле проспекта Мира пришлось перекрывать. Люди молились на улице — пришло около 150 тыс. человек. В Москве очевидно не хватает мечетей — отсюда появляются подпольные молельные дома, которые в той же Европе становились рассадником терроризма.

Шевченко: Москвичей раздражают не мусульмане — раздражают неконтролируемые массы иной культуры. Раздражают непонятно чем занимающиеся люди, непонятно как и на каких основаниях живующие в Москве.

Паин: В России религиозные фобии несопоставимо малы по сравнению с этническими. У нас не любят инородцев, а не иноверцев. Исследования показывают, что религиозной проблемы нет. Татары и башкиры — вот самая большая исламская группа сегодня, но по отношению к ним неприязнь минимальная. Башкир и татар никогда не называли в Москве мигрантами. Хотя между ними и прибывшими из Чечни в религиозном смысле нет никакой разницы.

Тор: Я категорически против строительства новых мечетей: они будут привлекать новых мусульман.

Шевченко: Ну да, а старые — их пять в Москве — порушить…

Тор: Нет, я не считаю, что старые мечети надо разрушить. Существующие мечети должны сохраняться.

Но люди вынуждены молиться на улице, в том числе в дождь, в снег — прямо на тротуаре.

Тор: Кто желает жить там, где много мечетей, есть прекрасная страна — Саудовская Аравия.

Шевченко: Есть рациональное зерно в том, что говорит Владимир. Я считаю, что должен быть план по развитию культурно-национального и религиозного облика таких городов, как Москва и Санкт-Петербург. Например, хотим ли мы образования гетто — киргизских, таджикских, узбекских гетто? В центре, вокруг проспекта Мира, оно не образуется — квартиры слишком дороги, а в Реутове или Капотне — возможно. Но я совсем не хочу, чтобы гетто появились в Москве. Нужно, чтобы вопросы строительства тех же мечетей становились предметом обсуждения в органах местного самоуправления. А не так: купили у коррумпированных бюрократов землю и решили: будем строить, как было в том же московском Митине. Естественно, это вызывает негативную реакцию. Тем более в стране, которая пережила две кровавые чеченские войны, где власть вынужденно, но использовала ксенофобию как мобилизующий фактор. Вот судят белгородского стрелка. Он заявил на суде: «Я отрезал в Чечне головы женщинам и детям. Я убивал, потому что мне давали приказ». Страна полна этой страшной тенью этнического насилия, которое было в ходе чеченской войны. Особенно второй войны, которая с обеих сторон велась под этническими лозунгами. И должной оценки совершенному в этих войнах насилию так и не было дано, причем с обеих сторон.

Паин: Нравится вам это или не нравится, существует ограниченное количество моделей решения межэтнических проблем. Придется выбирать: либо этническая чистка, либо плавильный котел, либо мультикультурализм — хотя не дай бог. Естественно, у каждой страны свои особенности, но все равно придется опираться на какую-то модель. В Латинской Америке, например, хорошо себя показала идея плавильного котла — в Аргентине, Бразилии, Мексике, в меньшей мере в Чили.

Тор: Ничего постыдного в национализме нет: это желание добра своему народу, признание того банального факта, что народ существует и что у него есть свои национальные интересы. В России, округляя, 81% — русские. Дальше — 3,8% — татары, 1,4% — украинцы, 1,1% — башкиры и так далее. В России любая сила, которая позиционирует себя против русского национализма, обречена на маргинальную роль. Потому что Россия исторически — это страна русского народа. С этим фактом придется жить, смириться и терпеть.

Паин: Согласен, в слове «национализм» ничего постыдного нет. Я и сам себя считаю националистом. Только я сторонник идеи гражданской нации. Что касается ваших слов про маргинальность тех, кто выступает против русского национализма, должен заметить, что в царское время, когда русский национализм очень поддерживался, националисты никогда на выборах в Думу не получали большинства. Никогда. И я согласен с Максимом: любые решения — мечети не мечети — должны приниматься только после того, как на то дали согласие москвичи.

Выбор

Хорошо, все со всеми согласились, а что делать-то! Как решать межэтнические противоречия?

Шевченко: Конфликты между народами России сегодня имеют абсолютно политэкономическую основу. Народы не конфликтуют — конфликтуют некие их представители, которые в криминальном обороте капитала конкурируют между собой, опираясь на этнические группы. Например, много говорят об этническом напряжении в Ставрополье. А ситуация там следующая: местная власть — не чеченская, не армянская — местная, отчуждила у казачьего населения выпасные и пахотные земли. Потом незаконно перевела их под контроль местной казачьей верхушки, то есть трех человек, которые сдают земли в аренду, под выпас, дагестанцам, кабардинцам, карачаевцам. То есть национальный вопрос в Ставрополье — результат действий местной коррумпированной бюрократии, которая просто перевела стрелки на тех, кому сама сдала в аренду землю. Поэтому на ваш вопрос, что делать — сделать можно только одно: порушить криминальный капитализм. Не вообще капитализм, а именно криминальный.

Паин: Пока народ не допущен до сферы принятия решений — на уровне Москвы или страны в целом, — никакие изменения в сфере этнической политики не дадут результатов. Сначала нужно создать правовые условия, включить людей в принятие решений, одновременно просвещая их, а потом уже предлагать им вопросы, строить мечеть или не строить.

Тор: Плавильного котла в России не получится. Есть русский народ, русская культура, есть возможность ассимиляции определенных групп в русское пространство. И есть народы, которые не ассимилируются — не хотят, и это их исторический выбор.

Шевченко: А вы собираетесь ассимилироваться?

Тор: Я? Зачем?

Шевченко: А почему чеченцы должны ассимилироваться? Вы, национал-демократы, ратуете за вхождение в Европейский союз. Вы хотите ассимилироваться в европейской цивилизации или не хотите?

Тор: Я хочу быть русским. Между прочим, с татарами и башкирами у нас проблем нет, хотя я сам в 90-е пережил войну с казанской преступной группировкой…

Шевченко: Пятнадцать группировок было! Просто не воспитывали ненависти к ним, а к чеченцам — воспитывали. Я считаю, что националисты России — русские, чеченские — рано или поздно объединятся и создадут новый союз национализма, который будет носить антилиберальный, антизападный, антикапиталистический характер.

Интернационал националистов?

Шевченко: Да, интернационал националистов.

Паин: Ну вот, снова особый путь…

Верховский: Все разговоры о том, есть конфликты между нациями или нет этих конфликтов — это сплошная демагогия. Русский национализм сегодня слабый, другие виды национализма — тоже слабые. Единственный сильный игрок — это государство: оно может провести кампанию, включить под это колоссальные ресурсы. Случилась Манежка — начальство забегало, написали концепцию этнической политики. И все о ней немедленно забыли. Почему? Потому что для них важен один главный вопрос — вопрос сохранения власти, а национальные противоречия на этот вопрос не влияют. Власть крайне неэффективна. К сожалению, с ныне существующим политическим механизмом никакой переход к политике плавильного котла или какой-либо другой последовательной политике просто невозможен. Однако социальный дискомфорт нарастает, люди все больше видят источник своих проблем в других этнических группах, что-то рано или поздно должно сдвинуться, только вот в какую сторону — неясно.

Шевченко: Если власть приложит столько же сил, такое же информационное усилие, какое она приложила для раскручивания национальной проблемы, то она сумеет погасить этнические противоречия.

Мусаев: Я не думаю, что нынешняя власть это сделает. Потому что этническая карта — это один из немногих политических инструментов, которые есть у них в руках. Как иначе им удержать электорат? Кто Собянин людям с московских окраин? Почему они должны за него голосовать? Поэтому единственный их инструмент — это борьба против других: приезжих, чужих, геев, лесбиянок. Вот за счет этих групп, на которых все сфокусировано, они и поддерживают тепло в политическом трупе.

Перспективы

Погромов ждать?

Верховский: Вероятность, безусловно, существует.

Паин: Надежды на то, что власть образумится и будет вести себя иначе, нет никакой. Но тотальной неизбежности (погромов) тоже нет.

Тор: Я думаю, что нас ждет война на Кавказе. Градус межэтнического напряжения в России будет нарастать. Но на территории русской России большой крови не будет.

Шевченко: Как сказано: «Царство разделившееся не устоит». Война группировок наверху неизбежно приведет к ослаблению систем управления, этот сигнал считают местные криминальные элиты: собственность, принадлежащую прежде всего кавказцам или выходцам из Средней Азии, начнут отжимать. Поэтому погромы будут.

Мусаев: Я разделяю опасения Максима. Хотя надеюсь, что у власти довольно рациональные люди, они не захотят пройти точку невозврата. Но кто знает: кто-то решит, что нужно чуть температурку увеличить — подогреть. А в результате — спалят.

Евгения Альбац, The New Times
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны